Початок сайту
Біоконкурси
Законодавство
Всеукраїнська біологічна олімпіада
ІV етап:
структура ВБО
олімпіада по роках
Україна в Міжнародній біологічній олімпіаді
Біологічні турніри
турніри по роках
Нейроконкурс
посібник з нервової системи
Екологічна олімпіада
по роках
участь у Міжнародному конкурсі екологічних проектів
ЗНО з біології
Бібліотека

Червона книга України
Наша кнопка:
наша кнопка
як розмістити

V Всеукраїнський студентський біологічний турнір

Харків, 2007

Завдання

1. "Равлик-павлик" В научно-популярной книге по альтернативной генетике описывается несложный эксперимент: "Я поймала большого слизняка (улитку без раковины), пересыпала перед ним дорожку содой и пустила его. И он пополз. Вперед по соде. Я его вернула, досыпала соды и снова пустила, и он снова пополз по соде. Я решила, что он слишком уж бестолковый, взяла другого, и тот тоже снова и снова полз по соде. Им было больно, их тела уменьшились на две трети, из серых и скользких стали сухими и коричневыми, но они никак не могли запомнить, что по соде им ползти нельзя. Все их тела изошли пеной, высохли, но они снова и снова ползли по соде. Тогда я взяла равлика-павлика (улитку с раковиной) и тоже поставила перед содой. Но этот умник сразу спрятался в раковину, да ещё и пену выпустил - равлик-павлик по соде ползти не стал. Отсюда вывод: мягкотелые животные длительной памятью не обладают, следовательно, длительная память записывается магнитным путем на твёрдой ткани черепов, панцирей, позвоночников и прочих твердых частях скелета". Какие правила проведения, описания и толкования экспериментов были соблюдены автором книги, а какие нарушены?

2. "Вместо кислорода" Как вы думаете, что изменилось бы, если бы живые организмы использовали для извлечения энергии не кислород, а другие окислители?

3. "Тёплый и ещё теплее" Температура тела каждого вида теплокровных животных поддерживается на уровне, характерном именно для этого вида. Как вы можете объяснить межвидовые различия температуры тела?

4. "Один или Два" Почему у человека некоторые органы парные (например, легкие, почки), а другие - в одном экземпляре?

5. "Порядок из хаоса" Все слышали о так называемых "Законах природы". Едва ли кто-то будет оспаривать, что живое подчиняется определенным правилам и закономерностям. С другой стороны, очень многое на Земле происходит совершенно случайно. Попытайтесь определить, какова роль "слепого случая" для существования и развития живых систем.

6. "И не лень!" Ленивцы - сугубо древесные животные. И все же, раз в неделю они спускаются на землю, чтобы опорожнить кишечник. На земле ленивцы очень неуклюжи и уязвимы, на них нападают ягуары и другие хищники. Кроме того, сам процесс спуска и подъёма отнимает у них массу времени и сил. Попробуйте объяснить, почему ленивцы спускаются на землю вместо того, чтобы "ходить в туалет" прямо с деревьев (как это, кстати, и делает большинство древесных обитателей)?

7. "3аповедник" Вам нужно создать заповедник, призванный сохранить флору и фауну уникального массива лесостепи. У Вас есть разрешение отвести под него 250 тыс. га. Что Вы выберете для заповедания - один большой участок или три участка меньшего размера, находящихся на некотором удалении друг от друга? Почему?

8. "Камнееды" Могут ли мАкроорганизмы быть хемолитогетеротрофами? Если нет - объясните почему. Если да - опишите, как такие организмы будут выглядеть и где они смогут жить?

9. "Из жизни тараканов" В последнее время все чаще появляются заметки о повсеместном снижении численности рыжих тараканов (прусаков). Доходит до курьезов - в отдельно взятых районах прусаки объявлены вымершими (!) А ведь еще недавно говорили, что тараканы переживут даже ядерную войну. В чем же тут дело?

10. "Из жизни мух" Подскажите, почему мухи летают вокруг люстры, даже если она не включена, и если их разогнать, то они собираются снова? Как это можно объяснить? Спроектируйте люстру, вокруг которой мухи виться не будут.

11. "How much?" Вам нужно сделать вывод о частоте встречаемости рецессивного аллеля гена Х в популяции жителей города N, в котором проживает около 400 тыс. чел. Ген Х не имеет явного визуального проявления и может быть определен только при помощи анализов. Какая сумма денег Вам для этого понадобится, учитывая, что доступ ко всей необходимой аппаратуре у Вас есть, а вот реактивы и прочие расходные материалы еще только предстоит закупить? Приведите полный расчет и составьте смету.

12. "Пантоботаника" Гуляя по лесу, его светлость граф Панто заметил, как многообразна форма листьев у деревьев. Лист дуба непохож на лист вяза, и оба они имеют мало общего с листьями липы, клена или ясеня... Затем граф обратил свой взор на землю и увидел, что и травы различны меж собой по форме листьев: у одной округлые, у другой удлиненные, у третьей - с красивым резным краем, а у четвертой и вовсе чудные. Граф предался размышлениям - почему так?.. Подумайте и Вы с ним.

13. "Медведи недотёрлись..." Представьте себе, что планета Земля мал-помалу втрое замедлила вращение вокруг своей оси. Как это отразится на биосфере? Для примера возьмите, что планета замедлялась а) 1 год б) 150 лет в) 10 000 лет.

14. "Чудо-юдо" Отправившись в океанографическую экспедицию, Вы выловили "из глубин морских" неведомое ученым и, судя по всему, очень редкое живое существо (естественно, в единственном экземпляре). Что Вы предпримете, дабы сохранить его для науки?

15. "Электронос" Работа по созданию электронных аналогов сенсоров человека ведется не одно десятилетие и имеет огромное прикладное значение. Уже созданы приборы "электронное ухо", и даже "электронная сетчатка". А вот создание "электронного носа" оказалось делом более сложным. Почему? Возможно ли соорудить его в принципе?

16. "Самоомоложение" Общеизвестно, что живые организмы с течением времени моложе не становятся. Как раз напротив - они стареют и умирают. Тем не менее, некоторые живые существа таки способны к "самоомоложению". Ваша задача - выяснить, насколько это явление распространено в природе и главное - зачем оно нужно.

17. "Мелочи жизни?" В ХХI веке поиски панацеи вышли на наноуровень организации живого. И... увенчались успехом? Многие исследователи утверждают, что нанотехнологии позволят раз и навсегда решить проблему инфекционных и генетических заболеваний человека на планете. Но так ли это? Какие преграды еще предстоит преодолеть создателям "нанолекарств"?

18. "Свинство" Данные статистического опроса показывают, что большинство детей, которых спросили "Что будет, если мозг мальчика пересадить поросенку?" ответили примерно так "Получится очень умный поросенок, но все знания и интересы у него останутся поросячьими". А что ответили бы Вы? (Для простоты положим, что такую операцию удалось совершить, успешно "сшив" все нервы и т.п., и отторжения чужеродных тканей не произошло).

Авторы заданий: Красильникова Л.А., Киося Е.А, Музалёв И.И., Баранник Т.В. При подготовке заданий №№ 4, 10, 18 использованы материалы с сайта "элементы", www.elementy.ru

Всегда ответим на Ваши вопросы и пожелания!
Пишите на уеvgеnkiоsуа@gmail.соm


 


 
 
 
 

Ukrainian biological site Physiology in Ukraine Ukrainian society for neuroscience